?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
поминовение еретиков в РИПЦ - По следам, уходящим в Вечность...
Герда уже в пути
kin_grust
kin_grust
поминовение еретиков в РИПЦ
50 комментариев or Оставить комментарий
Comments
watchinexile From: watchinexile Date: Май, 15, 2009 17:39 (UTC) (Ссылка)
Здесь есть непраздный вопрос, который нужно разрешить прежде, чем приводить суждения: кто в МП еретик, а кто - сам исповедуя православие находится или находился в общении с еретиками. И еще важно, насколько осознано было еретичество тех, с кем общались. Преподобный Феодор Студит, разбирая сложные случаи взаимного общения еретиков с православными неоднократно ссылался на принцип основанный на Священном Писании: «Написано: всякий грех, совершенный по неведению, очистится (Лев., 4)» (К Мефодию монаху).

А в отношении поминовения он пишет:
«Вопрос 18. Об отце моем; следует ли поминать его на Литургии?
Ответ. Хотя бы то был отец, хотя бы мать, хотя бы брат, хотя бы кто-нибудь другой, обличенный в общении с ересью вплоть до смерти, он, как сказано в предыдущей главе, не должен быть поминаем на Литургии; а разве только каждый в душе своей может молиться за таких и творить за них милостыни. Ибо как может тот, кто при жизни имел общение с еретиками и погребен в таком состоянии, быть внесен в помянники при священнодействии православных? Никак нет.»
(Хотя в тексте ничего не говорится о ведении или неведении покойного отца вопрошающего о том, с кем он общался, можно вполне допустить, что этот человек знал, что делал). Однако тут же преподобный Феодор продолжает: «Это я высказал не законодательно; ибо это — дело епископов; но в виде совета из любви, ибо нет ничего необходимее любви. Если же твое благочестие найдет, что хорошо устроить что-нибудь иначе, то мы не можем на это ничего сказать, только попросить святых ваших молитв, так как мы — люди грешные.» (Разрешение различных вопросов)

Отсюда можно усмотреть, что правило о непоминовении не было абсолютно "несгибаемым", но в каких-то случаях могло быть и разрешено епископской властью.
kin_grust From: kin_grust Date: Май, 15, 2009 18:06 (UTC) (Ссылка)

насколько осознано было еретичество тех, с кем общалис

Артур писал, что его родственницы, будучи в общении с МП, покрывали катакомбных монахинь и даже прятали их от КГБ.
Пожалуй, невозможно так тесно общаться с катакомбниками и остаться в неведении о том, что такое ересь сергианства...
watchinexile From: watchinexile Date: Май, 15, 2009 20:32 (UTC) (Ссылка)

Re: насколько осознано было еретичество тех, с кем общал

Я вот думаю, что в те времена укромные, теперь почти былинные © возможно было все. Бесконечная большевицкая живодёрня ©. Она касалась и вообще неверующих, гораздо больше - любых верующих, хотя бы сергиан, латинян или баптистов, и уж в неизмеримо большей степени - катакомбников.

Когда людей укрывали, много не спрашивали - зачем? Чтобы больше рассказать "органам", когда прижмут? - Чем меньше знаешь, тем крепче спишь ©. Притом далеко не все, отделившиеся от Сергия знали и употребляли красивые слова "ересь сергианства". Я лично думаю, что это вообще - новодел. Тогда употребляли словосочетания "Красная церковь" и "Совецкая церковь" - внешне исповедание как бы не изменилось, как бы изменилось только отношение к властям.

Да и теперь - МП - это весьма специфическое образование. Никто ведь не требует от большинства личного исповедания ереси, хотя оно и требовалось в письменном виде от лица всей МП при вступлении в ВСЦ. Если не знать этого и не знать, что весь клир лжецеркви отлучен анафемами законной Церковной власти - можно пребывать в счастливом неведении, пока милостью Божией не откроются глаза ко спасению.
hgr From: hgr Date: Май, 15, 2009 21:19 (UTC) (Ссылка)

Re: насколько осознано было еретичество тех, с кем общал

вот и я уверен (а отчасти еще застал), что тогда "возможно было все".
watchinexile From: watchinexile Date: Май, 16, 2009 05:33 (UTC) (Ссылка)

Re: насколько осознано было еретичество тех, с кем общал

---(а отчасти еще застал)
Я тоже. Мы с Вами ведь практически ровесники.
hgr From: hgr Date: Май, 16, 2009 05:34 (UTC) (Ссылка)

Re: насколько осознано было еретичество тех, с кем общал

да
hgr From: hgr Date: Май, 15, 2009 18:50 (UTC) (Ссылка)
скорее, св. Феодор тут говорит, что по логике надо бы так, как он считает, но этого нет в жесткой церковной дисциплине.
т.е., напр., нарушение этого принципа не является таким грехом, за которым должны следовать автоматические санкции.

есть два аспекта: "как правильно" и "за что наказывать".

поэтому я тут и пишу, что на основании одного этого обычая нельзя делать радикальных выводов о чьем-либо (не)православии.
yungerov_yuriy From: yungerov_yuriy Date: Май, 15, 2009 18:54 (UTC) (Ссылка)
А разве не очевидно, что те, кто вне Тела Христова умер, тот и не может быть в Теле Христовом поминаем? Ведь даже просто молитва с еретиком запрещена, а если я его, вне Тела умершего, начинаю поминать, как будто он в Церкви?

Да, плюс сложная ситуация была при Феодоре Студите, мне кажется, что сейчас насчет просвещения все ясней.
hgr From: hgr Date: Май, 15, 2009 18:58 (UTC) (Ссылка)
"очевидно" -- это понятие условное. только в тех или иных условиях бывает "очевидно".

св. Феодору было очевидно, но он считал нужным сказать, что тех, кто этого не понимает, считать на этом основании отпавшими нельзя.

в нынешней ситуации тоже есть свои тараканы. думаю, что в целом тут вовсе не "ясней".
yungerov_yuriy From: yungerov_yuriy Date: Май, 15, 2009 19:07 (UTC) (Ссылка)
Кстати, а в сем послании Феодор Студит говорит о проскомидии или просто о поминовении? Тут же сказано: "каждый в душе", или раньше не было практики поминовения на Литургии без проскомидии?
hgr From: hgr Date: Май, 15, 2009 19:12 (UTC) (Ссылка)
практики поминования на литургии без проскомидии вообще быть не может (т.е. ты можешь кого-то поминать во время проскомидии или хоть даже самой литургии, но это вне хода литургии, в нее не вписано).

но детали того, что тут имел в виду Феодор, я реконструировать не берусь. это всегда вопрос тонкий и сложный, требующий исследования и все равно не всегда разрешимый.
yungerov_yuriy From: yungerov_yuriy Date: Май, 15, 2009 19:15 (UTC) (Ссылка)
Так Вы же сами говорили, что можно поминать всех, а частицы "ихже имена Ты, Господи, веси". Или это самодеятельность своего рода?
hgr From: hgr Date: Май, 15, 2009 19:17 (UTC) (Ссылка)
самодеятельность полнейшая.
но она тем хороша, что она вне проскомидии и литургии.

вроде, мы так ничего не нарушаем, чего нельзя нарушать. и слава Богу.
kin_grust From: kin_grust Date: Май, 15, 2009 19:20 (UTC) (Ссылка)
Вообще же необходимо указать, что неправильно поступают священники, дозволяющие читать помянник в то время, когда сами, по ходу службы, не могут вынимать частиц из просфор, к которым относятся эти помянники (Ц.В. 1891 г.,№18).

В случае чьей-либо просьбы о поминовении данных лиц после Великого входа священник может делать это не вынимая частиц, а только прочитывая подаваемые помянники во время пения "Достойно есть..." или другого задостойника, когда по Уставу полагается у нас вторичное поминовение живых и умерших на литургии (см. чин литургии, особенно свят. Василия Великого).

Если диакон служит со священником, то он ни в каком случае не имеет права совершить какие-либо проскомидийные действия, совершаемые священником, а тем более изымать частицы за живых или умерших на литургии (Номоканон при большом требнике, пр. 214, Constitut. Apost. Lib. VII, стр. 46. Печерск. кормч. ч. 1 и 20 на обороте). Вместо этого, по обычаю церковному, диакон может сам поминать, кого желает, но с тем, чтобы при этом частицы за поминаемых вынимал священник. Кроме того диакон имеет право с согласия священника поминать на сугубой ектении имена за здравие и усопших на ектении заупокойной. Только во время пения "Достойно есть" или другого какого-либо задостойника, диакон может тайно поминать "ихже хощет живых и умерших," по Уставу церковному свободно, не спрашивая ни у кого на сие соизволения (Хойнацкий, "О Литургии," пар. 84, 86 и 92).

http://www.krotov.info/lib_sec/02_b/bog/osluzh.htm#_Toc70306669
kin_grust From: kin_grust Date: Май, 15, 2009 19:17 (UTC) (Ссылка)
//практики поминования на литургии без проскомидии вообще быть не может//

еще как может. Например, поминовение на ектениях. "Еще молимся о здравии (или упокоении) рабов Божиих:..." и зачитывается синодик.
50 комментариев or Оставить комментарий